пятница, 23 мая 2014 г.

По следам конференции «ИСКУССТВО – НАУКА – МЕДИЦИНА: ФЕНОМЕН АРТ-ТЕРАПИИ» Часть 2.

Очень интересную тему об искусстве душевнобольных поднял Гаврилов Владимир Вячеславович (Ярославль) в своем докладе «Терапевтический потенциал выставочных акций (экспо-терапия)»

Гаврилов В.В. — ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии, руководитель студии «Изотера» и коллекции ИНЫЕ, вице-президент SIPE (Международного общества психопатологии экспрессии и арт-терапии).

Вот некоторые тезисы из доклада и мои мысли-ассоциации по теме:
1. Художником рождаются, чтобы выполнить свое предназначение.

2. Первооткрывателем исследования творчества душевнобольных был немецкий психиатр Ганс Принцхорн (1886 - 1933). В 1922 г. Принцхорн опубликовал свой труд "Художества душевнобольных", который был холодно встречен научным сообществом, но восторженно художественным.

3. Принцхорн предложил модель работы с «творчеством» как с процессом, а не результатом. Искусство возникает из некоего процесса, связывающего произведение с сознанием автора. Человек, особенно человек слабый, с душою, тронутой недугом, нуждающийся в помощи, не исчезает, как неминуемо с ним случилось бы в ситуации с «искусством», а наоборот, попадает в центр внимания.
До сих пор его открытия и закономерности являются основой многих современных методик арт-терапии.

4. В России подобным занимался Павел Иванович Карпов

5. В искусстве в это время во многом под впечатлением от книги Принцхорна, художник Жан Дюббюффе создал целое направление Ар-Брют (фр. Art Brut — грубое, необработанное, неограненное искусство) для описания собранной им коллекции картин, рисунков и скульптуры, созданных непрофессиональными мастерами, которые как с общественной, так и с психической точки зрения являются маргиналами (душевнобольные, инвалиды, заключенные, чудаки — одиночки, медиумы и т. п.) Их работы несут в высшей степени спонтанный характер и практически не зависят от культурных шаблонов.

7. Как раз сейчас читаю Эриха Нойманна «Глубинная психология и новая этика», где он пишет : «Предвестниками будущего всегда были и есть впечатлительные, психически дестабилизированные и творческие личности. Их повышенная проницаемость для новых содержаний коллективного бессознательного, составляющих глубокий слой, который определяет динамику групповых событий, делает такие личности восприимчивыми к появлению новых содержаний, существование которых коллектив пока еще не осознал. Но эти личности относятся к числу тех людей, в личной жизни которых проблемы становятся актуальными по меньшей мере за сто лет до того, как коллектив узнает об их существовании»

6. Душевнобольные становятся пионерами цивилизации. Сейчас в мире существует масса музеев творчества аутсайдеров. Куда пойдет искусство через 100 лет;)

8. Поэтому так важно собирать и представлять подобные работы. И опыт таких выставок очень значим как взаимообмен с миром для людей, которые его создают, так и для посетителей, которые его наблюдают.


Работа из Коллекции Принцхорна

Работа Жана Дюбюффе

Жан Дюбюффе: Выставка в Центре Помпиду

Работа из Коллекции Принцхорна

Ганс Принцхорн

Комментариев нет:

Отправить комментарий